Kenny Zhyv
академик

ОБРАЗЕЦ

№ 012522
36
29672

Новосибирский Музей смерти

В Новосибирске имеется музей, совершенно неожиданный для мегаполиса, который большую часть биографии прожил в праведном советском образе «города-кузницы». Это «Музей смерти». Или, как он официально именуется, «Музей мировой погребальной культуры». Рунет всегда был подчеркнуто равнодушен к классическим музеям российской провинции – ко всем достижениям краеведения, к нюансам почитания знаменитых земляков. Но судьба «Музея смерти» в этом смысле радикально отличается от всех остальных: он стал объектом пристального внимания, едва открывшись в мае 2012-го. Быстро, словно газ, наполнил собой блогосферу, заворожил эмо-готическое сообщество. Его экспонаты быстро разошлись по копипстам, превратились в юзерпики. А сам музей превратился объект межрегионального туризма: за весомой дозой готичности сюда приезжает гото-эмо-молодёжь со всей России. Да и партикулярные граждане относятся к экспозиции заинтересовано.
(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу.)

В любом областном городе собирательное понятие «музей» состоит из музея краеведческого, художественного и дома-музея какого-нибудь знаменитого земляка. В советские времена в обязательно-желательный комплект входил еще музей Ленина. Но в среднем и общем музейный образ любого российского города – эта та самая триада. Разительным исключением в этом ряду выглядит Новосибирск, в котором есть все перечисленные элементы комплекта, но кроме этого еще и «Музей смерти».

Готичненько и не только


За короткое время (и даже несколько неожиданно для своих создателей) Музей смерти превратился в один из моднейших туристических брендов Новосибирска. Три других – гигантский Оперный театр с операми голливудского размаха, столь же монументальный зоопарк и, разумеется, Академгородок – понятия, культовые для зрителей телеканала «Культура», почитателей Николая Дроздова и журнала «Наука и жизнь». Музей же – марка самая терпкая, яркая и провокационная. Нынешние гости города не могут устоять перед соблазном посетить это особенное место. Равнодушным тут и впрямь остаться невозможно – посетители испытывают либо эрудитский восторг перед неожиданными гранями темы, либо оторопь.



В России такой музей единственный. И еще до открытия он попал в список ЮНЕСКО.
Разместился Музей мировой погребальной культуры в Парке Памяти Новосибирского крематория, но к профилю этого предприятия музей имеет косвенное касательство. Он – не реклама крематория, а своего рода гигантское материализованное эссе о погребальной практике разных наций и эпох. Кремация в этом списке – лишь одна из строк, а крематорий – фактически один из экспонатов.





К слову, сам крематорий совершенно не мрачен на вид и совершенно не похож ни на инфернальную декорацию из «кино про фашистов», ни на крематории других городов СНГ (тяготеющих к мрачно-храмовой эстетике). Новосибирский окрашен в жизнерадостной гамме, окружен привольным парком со множеством декоративных финтифлюшек и даже с детской площадкой.




К детской площадке неожиданно подкрался... Впрочем, «дитЯм нравится».



«Смешанные чувства» — очень точное определение для описания эмоционального «послевкусия» от этого необычного музея. С одной стороны, смерть – понятие, внушающее опасливое почтение. С другой стороны, она удивительно многообразна. «Другой мир» — это не книжный трюизм. Нюансов, деталей и оттенков там столько, что и впрямь наберется на целую вселенную. Ту, что за гранью.



Именно «взгляд за грань» стал побуждающим моментом при создании музея. Владелец и разработчик концепции музея, бизнесмен, культуролог и журналист Сергей Якушин, будучи онкологическим больным, сам имеет экзистенциальный опыт по этой теме. Он же - инициатор создания крематория, Парка Памяти и многочисленных арт-акций, которые там проходят. Вопреки своему профессиональному контексту, Сергей Якушин - человек не сумрачный, а напротив, очень энергичный, позитивный и творческий. Да, жизнь там кипит (при всем сюрреализме этой фразы): концерты, календарные торжества сменяют друг друга. Кстати, мемориальный «тихий салют» из белых воздушных шаров, вошедший в российскую мемориальную моду, изобретен именно там.

Преславная Виктория

От XIX до первого десятилетия XX века – таковы хронологические рамки стартовой экспозиции. Такой выбор не случаен: эта эпоха отличалась наибольшей проработанностью мемориальной культуры. В ней было вровень и эстетства, и гуманизма. Была у нее и своя законодательница – английская королева Виктория. Она сформировала всю этику и эстетику европейского траура.

В безмолвной команде музейных манекенов вдовы всех сословий и возрастов – самые многочисленные персонажи.


Счастливой и цветной была молодость Виктории, большую же часть своей жизни она прожила в оттенках черного. Но сделала это стильно. Множество траурных платьев, траурные украшения из каменного угля (черный и не блестит), мемориальная бижутерия из волос покойных, специфический фотожанр «post mortem» — все это дары викторианской мемориальной культуры.





Флёр времени, затуманивший семантику этих предметов и их старинное изящество, делают процесс любования ими удовольствием естественным и нетяжелым. Только траурных платьеd позапрошлого века в коллекции музея более 100.



В экспозиции музея полторы тысячи старинных гравюр на тему погребения и траура, около тысячи живописных полотен, миниатюр и скульптур.





Бюсты и статуи девушек в траурной вуали - популярнейший артефакт XIX века. И трогательно, и позволяет скульптору продемонстрировать мастерство контакта с мрамором.

Многоликая смерть

Одна из «фишек» музейной коллекции – открытки с репродукциями картин Вильгельма Которбинского.





Тема смерти, загробной жизни и умирающей юной красоты особо завораживали этого художника. А открытки с его репродукциями были в 1900-х самым авантажным сувениром.





Декадентская молодёжь писала на них свои милые глупости, а скорбящие родственники использовали в уведомительных целях. На обороте некоторых встречаются тексты вроде таких: «Душа нашей Таточки уже отлетела, а ты, милый ангел Ниночка, слушайся маму и не оставляй прилежанием фортепианных уроков». До революции Которбинский был знаменит даже больше Врубеля и Васнецова — именно благодаря ажиотажному со стороны тогдашний «прото-эмо». Он был не только соперником этих художников, но и их партнером при росписи храмов-новостроек. Но если Васнецов и Врубель потом были известны каждому советскому школьнику, то славе Которбинского помешала именно погруженность в тему смерти. Для советских искусствоведов эта тема была заведомо запретной, потому Которбинского забыли надолго.

Имеется в музее коллекция гробов разных этносов и конфессий, коллекция кружевных гробовых подзоров и прочего спец-декора.



Протестантский гроб, расписанный яркими наивными цветами, напоминающими русскую городецкую роспись, напротив, излучает какую-то странную, несвойственную своей функции праздничность.



Урны. Некоторые из них «обитаемые». То есть с прахом.
Есть в музее и творение Веселого Гробовщика - мастера из Ганы Эрика Аджетея — гроб в форме рыбы.




Оцените, к слову, как приоделся Эрик для визита в Новосибирск — сходство фирменной гаммы детектед! Возможно, не нарочно получилось. Но стильно.

Многие аспекты старинной погребальной культуры представлены в виде сюжетных инсталляций-диорам. Опознание в старинной прозекторской, прием заказа в погребальной конторе, пошив траурного платья, прощание родных с умершим ребенком – все сюжеты в детально воспроизведенных интерьерах разыгрывают манекены, облаченные в одежду XIX века. От своих магазинных собратьев они отличаются и типажами, и эмоциональным состоянием. Никаких улыбок, никакого кокетства. У некоторых на лицах при помощи специальной слюды даже изображены слёзы.







Коллекция миниатюрных катафалков пробуждает столь же детский восторг перед «бибиками».




Впрочем, на открытой площадке музея есть и полноразмерные образцы последнего транспорта - от крестьянских дрог с домовиной до «цэковских» и зарубежных автокатафалков.



Многие декоративные «финтифлюшки» украшавшие дома в на рубеже прошлого и позапрошлого веков, о смерти говорили по-свойски.



Похожие одновременно на портал склепа и отбойник паровоза часы с латинской надписью TEMPUS FUGIT (время бежит). Это паровозом напирающее время хватает за кольца отчаянный атлет. Вот такие бытовые приборы рождала томная, склонная к пессимизму и меланхолии эпоха art noveau.



Аллегорическая композиция «Смерть героя» преспокойно стояла в кабинете модного викторианского джентльмена. Смерть вообще всегда была где-то рядом.



Во дворе, рядом с мрачным пирамидальным курганом, увенчанным черепом, возлежит ярко раскрашенный сфинкс. Добродушный и какой-то дурашливый. Но он тоже тут по делу – как страж египетского загробного мира.

Как ни странно, большинство посетителей покидает этот яркий музей в приподнятом настроении. В особом восторге остаются дети. К слову, детские и взрослые экскурсии различаются расстановкой акцентов. Детей, например, не посвящают в визуальные и технические нюансы бальзамирования, а вот образ смерти в народных сказках – тема для них вполне посильная и располагающая. Замыкающей частью экскурсии может быть посещение крематория. При желании экскурсантов, разумеется. И желание такое, как ни парадоксально, возникает у многих.


Использованы сайтов Похоронный портал, freakr.ru, Академия новостей, gorturs.ru, mosritual.ru, multitour.com.ua.

Тэги:Музей мировой погребальной культуры , Музей смерти , Новосибирск , гробы , музеи , необычный туризм , ретро-эстетика , смерть
Опубликовал:академик Kenny Zhyv 06 июля 2012

Рейтинг экспоната:

ОБСУЖДЕНИЕ ОБРАЗЦА


академик Боброудав 06 июля 2012 15:15
Мощно, аднака. Суслик и динозаврь на площадке перед крематорием сделали мой день.


...Интересно, к ним Омская Ворона не залетала погостить?

4


академик Онотолле 06 июля 2012 16:51
От оно чо....
А я-то думаю, где наш дорогой товарищ Кенни прячеццо111
А он очередной шыдевр готовил, в мегатонном эквиваленте111
В холодильник, под сакуру, может спасусь как Инди :)

4


академик Онотолле 06 июля 2012 16:53
Нет, таки накрыло111

5


профессор JAM1E 06 июля 2012 17:24
Надо будет договориться с владельцем музея, чтобы меня туда экспонатом засунули, когда мацой подавлюсь.

2


академик valerie 06 июля 2012 17:47
впечатлило, Kenny, да, спасибо. Вспомнила марк-твеновскую Эммелину:

"Стоило кому-нибудь умереть, будь это мужчина, женщина или ребенок, покойник еще и остыть не успеет, а она уж тут как тут со своими стихами. Она называла их «данью покойному». Соседи говорили, что первым являлся доктор, потом Эммелина, а потом уже гробовщик; один только раз гробовщик опередил Эммелину, и то она задержалась из-за рифмы к фамилии покойного, а звали его Уистлер. От этого удара она так и не могла оправиться, все чахла да чахла и прожила после этого недолго."

Еще, конечно, Ганнибала вспомнила, Музей пыток. Вы перечитайте, там все сказано, лучше не скажешь.

4


академик kerlypusika 06 июля 2012 19:26
Тааак, это уже эпидемия. Куда в интернет не сунься - везде смерть.

Но все равно - спасибо. Меня улыбнуло, особенно динозавр на детской площадке.

1


академик Онотолле 06 июля 2012 19:31
Академик kerlypusika , боюсь Вы мне не поверите, но так не только в интернете, но и в интернате.Да и вообще в жизни. Мессир Воланд об этом очень хорошо рассказывал.

3


академик kerlypusika 06 июля 2012 20:14
Онотоле, в жизни еще можно смирится, но вот интернет не может быть так жесток.

4


академик Kenny Zhyv 06 июля 2012 21:00
академик valerie, Секция с названием "Смерть от казни и убийства" там тоже будет. В технике ишибашинга, во второй очереди. То есть, музей пяток практически. Будет и экспозиция "Советская культура погребения". Там в технике ишибашинга будет сцена "Похороны в сталинской высотке". Экскурсоводы говорят, она даже уже есть, но пока в запасниках. В смысле, декорация интерьера и факконы в разобранном состоянии, ждут своего часа на новых экспозиционных площадях.

2


академик Kenny Zhyv 06 июля 2012 21:19
Опечатка. Не музей пяток, а пыток естессно. сорри, я не пытался шутковать - просто по клаве промахнулсо.

1


академик valerie 06 июля 2012 21:28
о, по клаве... а я думала - по Фрейду...

0


академик valerie 06 июля 2012 21:29
но жду с нетерпением, особенно похороны по-сталински

1


академик Kenny Zhyv 06 июля 2012 21:33
Я сам бы очень хотел увидеть это зрелище.

1


академик kot-obormot 06 июля 2012 22:45
Кенни, не хочу лезть на вашу грядку, посему прошу вас создать образец про Африканские гробы.

2


академик Kenny Zhyv 06 июля 2012 22:52
Образец про африканские гробы уже есть, кажется. :(

1


академик kot-obormot 06 июля 2012 23:19
Поиском не нахожу, может зашифрован дюже....

2


академик valerie 06 июля 2012 23:34
были гробы: http://www.netlore.ru/coffins_from_ghana

Kenny, а вы бы в начале статьи одно из двух начальных предложений убрали бы.

1


академик Инесса Карантин 07 июля 2012 00:46
Ой, два предложения это модерский косяк, пофиксено.

2


академик плохой нуклеофил 07 июля 2012 08:17
У меня тяжёлый когнитивный диссонанс от содержания музея, противопоставленного дурашливым сфинксу и скелету с косой на выходом.

1


академик Онотолле 07 июля 2012 08:37

Навеяло образцом так сказать:
Краткий сценарий к мультфильму "Второй отряд"
На склоне горы Фудзияма, недалеко от рекомого холодильника жил да был один известный отшельник. Чародей, лекарь и бесогон по совместительству. Частенько он предавался медитациям с целью открыть в себе лучшие качества, соединиться с природой, разрешить духовные противоречия. В-общем бухал по-черному.
И видит он как-то раз хмурым понедельничным утром: Идет к нему по росистой траве богиня Аматэрасу, ножками босыми перебирает, а травы росу не ронят, не ворохнуться. И не нимб над головой блестит, а кокошник расписной переливается, да коса русая до пояса полощется. Подошла к нему богиня и говорит голосом нежным: «Что ж ты скотина пьешь по-черному, да не закусываешь. Совсем себя не бережешь, все о духовности паствы заботишься. Ты поднимайся, давай, негоже духовному лидеру покаянием себя изводить, в грязной луже ликом находясь. Выпей стаканчик, дабы просветлеть духом и понять то, что я тебе поведаю.»
Выпил старец стаканчик, просветлел духом, и слух преклонил к божьему слову. И поведала она ему повесть скорбную для любого самурая о том, как проклятые гэйдзины
присвоили себе часть земель славного микадо в войне последней, и нет ныне воина смелого, с катаной в руках способного эти земли вернуть. Пригорюнился старик, и в тоске зеленой руку к кувшину с саке протянул. «Ты берегов-то не теряй, пьянь зеленая, а слушай внимательно, что тебе божество говорит» - строго прикрикнула Аматэрасу. Отшельник сделал рефлекторное движение как-будто делал сепукку и уставился во все глаза на богиню.

3


академик Kenny Zhyv 07 июля 2012 13:44
- Продолжения, просим продолжения! - возбужденно закричала публика.

2


академик Kenny Zhyv 07 июля 2012 13:57
Кстати, меня самого очень штырит картина Которбинского "Смерть кентавра". Амурчики-купидончики, пришедшие позырить на смерть кентавра, какие-то очень уж подозрительные.

3


академик kot-obormot 07 июля 2012 14:09
>>>>Амурчики-купидончики, пришедшие позырить на смерть кентавра, какие-то очень уж подозрительные.

Некрофилы-содомиты???? о_О

3


академик Онотолле 07 июля 2012 15:13
Академик kot-obormot, не надо выдавать содержание неопубликованных глав сценария :))

4


профессор Entaru 07 июля 2012 16:47
Вот в Новосибе молодцы, чёнить да придумают +

3


академик Kenny Zhyv 07 июля 2012 18:06
академик kot-obormot, ну насчет содомского грешка они еще явно маловаты. Но мне кажется, к смерти кентавра они некоторым образом причастны, судя по их застенчиво-глумливым улыбкам. Мне кажется, пан Которбинский чего-то недоговаривает... :) А еще мне вынесла моск первая картина в подборке - "Дочь Каира" - так, где к руке мертвой девушки привязана волосами её же собственная голова. Предыстория сюжета абсолютно неизвестна - за что девушке перепало такое изысканное положение...

3


академик valerie 07 июля 2012 18:24
Kenny, я бы и поискала в инете - история кажется интересной - но боюсь даже представить, какой будет после таких поисковых запросов контекстная реклама.

3


академик Kenny Zhyv 07 июля 2012 18:34
+100500! Я поискал по фразе "Дочь Каира" и уже огрёбся . :)

2


академик Онотолле 08 июля 2012 09:04
«Так вот, знаю я как твоему горю помочь. Есть в земле гэйдзинов сакральное место силы, охраняемое, но доступное, ибо лежит там основатель государства тамошнего и не зарастает к нему тропа народная. Идут к нему люди – кто подивиться, кто позавидовать, а кто и позлорадствовать. Стоит то государство крепко, и стоять будет до тех пор, пока прах Основателя лежит в столице. Разрушить же то государство силой воинской трудно, ибо страшны в гневе его обитатели. А пуще того во хмелю. Но есть способ развалить соседа – необходимо послать отряд самураев. А лучше специально обученных нинзя-некрофилов. Дабы они над мумией основателя тайный нечестивый обряд учинили, поругали ее и повергли в царство мертвых на веки вечные»
Помутилось в голове у отшельника праведного от откровения божественного, сверзился он с камня, на котором сиживал и приложился к камню-то со всего маху головой седой да мудрой. Посыпались из глаз отшельника искры яркие, и узрел он Будду в сиянии ослепительном и сказал ему Будда «Век нирваны не видать, отшельник…», но не смог мозг человеческий ограниченный познать всю полноту знания трансцендентного только Божественной сущности доступного и вырубился по этой причине чародей, лекарь и бесогон по совместительству совсем уж наглухо.

3


академик Миша Фокин 10 июля 2012 08:07
Директор у музея прикольный. Похож на доктора из детской книжки с хорошим концом, уютный такой. Даже не скажешь, что похоронщик. Я думал что они как-то готичнее.

3


академик Миша Фокин 10 июля 2012 08:09
фотка с рыбо-гробом накрыла. Он вроде как на бульваре стоит. Представил, как это смачно: выхожу я такой на бульвар морожено на палочке поесть, а тут "ПРЕВЕД! ЙА РЫБО!" Внушает, ага.

2


академик Миша Фокин 10 июля 2012 08:15
ps. еще прикололи бабушко и внучко в сцене "похоронная контора". Бабушка явно озабочена процессом, а внучка, которая прижимается к ее колену, явно саботирует и не прочь отсюда уйти. у нее такая поза говорящая, что ей пофиг и скучно. Внучко кагбэ Нинэль. :)

2


академик Дядя Вонь 10 июля 2012 08:17
*нудным голосом* А художник все-таки Котабринский.

1


академик Kenny Zhyv 10 июля 2012 08:23
Ну да, это я лопухнулсо. Заметил, когда образец уже вышел. В момент оправки-готовки у меня на коленях лежало котэ и, наверное, как-то навеяло. :)

1


академик Kenny Zhyv 10 июля 2012 08:25
>профессор Миша Фокин: гробег-рыпко правда на бульваре, да. Просто когда его гробовщик сделал, гробик привезли на бульвар к часовне и показали народу. Wow! Cool! - сказал народ.

1


академик Kenny Zhyv 10 июля 2012 08:27
Внучка, кстати, единственный не грустный манекен во всем музее. Просто маленькая девочка, никаких слезок и бровок домиком. Имхо, это как раз реалистично. Маленькие дети смертью взрослых не очень заморачиваются.

1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментариии.

Rambler's Top100