ЭКСПОНАТ

№ 012346
16
17715

Матрица

The Matrix — эпохальная киберпанковая киносага в трёх частях от братьев Вачовски. Примечательна смелым сочетанием нетривиального сюжета, щедрой порции визуальных спецэффектов, обилием зрелищных экшн-сцен и огромного количества сюжетных и философских вопросов, оставленных без прямых ответов, открывающих обширное пространство для рассуждений. Благодаря всему этому трилогия (в особенности — первый из фильмов) приобрела статус шедевра всех времён и народов. Кинокартина на волне популярности не обошла стороной и интернет-публику, став вдохновением для бесчисленных карикатур, пародий и прочих проявлений фанартизма в эпоху, когда говорить о мемах и субкультурах было ещё не принято. 

(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу.)

Всё, что имеет начало... может быть укорочено с этой стороны

По большому счёту, среди идей, заложенных в основу «Матрицы», не было ничего фундаментально нового. Вопрос о границах и достоверности человеческого восприятия будоражил умы бездельников философов ещё во времена Платона Афинского (IV в. д.н.э.). Возможность восстания разумных механизмов против своих создателей была основной идеей театральной постановки «R.U.R.» Карела Чапека, созданной в 1921 г. (уже н.э.). Применение комбинированной съёмки для приукрашивания конечного продукта вошло в обиход ещё в 1895 г., а компьютерная графика проникла на широкие экраны в 1973 г. вместе с фильмом «Westworld». Высокохореографические сцены избиения людьми друг друга являются визитной карточкой такого направления, как гонконгский боевик. Сама концепция Матрицы как цифровой псевдореальности — с точностью до названия! — слизана с эпизода «The Deadly Assassin» сериала «Doctor Who» (1976). И этот список можно продолжать и продолжать.

Однако, Вачовски явно были наслышаны о законах диалектики, в частности о переходе количественных изменений в качественные. И решили убедительно продемонстрировать состоятельность этого закона, явив публике фильм, начинённый ранее невиданным объёмом экшна и спецэффектов, и снабдив его увесистым грузом социологических и философских размышлений. Как говорится, если грубая сила не действует — её просто недостаточно много.



О высоте амбиций авторов свидетельствует и то, что вначале на роль актёра для главного героя предполагались такие крупные фигуры, как Уилл Смит или Николас Кейдж, а на роль Морфеуса — Шон Коннери. Однако, все они сочли проект нездорово пафосным и от участия отказались. А жаль, ведь то «усердие», с которым Ривз играет Избранного, трудно оправдать даже тем, что особая связь Нео с миром машин могла подточить человеческую сущность и выразительность.

«The first Matrix I designed was quite naturally perfect...»

Ну а что было дальше — наверное, знают все. Создатели попали со своим замыслом в самое яблочко — выйдя на экраны 31 марта 1999 г., фильм возымел грандиозный успех у зрителей и критиков. Уилл Смит, чуть ранее отказавшийся играть Нео, заявил, что он просто недостаточно зрел для такой роли. Даже печально известный штамп — взрывающийся вертолёт — исполнен на образцовом уровне. Кинокартина разошлась на цитаты, а интернет наполнился тематическими фотожабами и карикатурами. В 2001 г. вышел довольно забавный монтаж на основе «Матрицы» за авторством Александра «Шурик» Голомако (чуть позже такого рода творчество станет популярным развлечением, известным как Abridged Series); в 2002 г. внимание на фильм обратил любитель самодельных переводов «с особым цинизмом», известный как Гоблин.

Впрочем, это все темы для отдельных статей, а наш материал и без того уже разрастается на глазах.

... а всё, что имеет конец, никого больше не интересует

Оракул: Я все знаю, Нео.
Нео: Я знаю, что ты все знаешь.
Оракул: Вопрос в том, сказал бы ты, что ты знаешь, что я знаю, если бы я не знала бы, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь?
Нео: Я не знаю.
Оракул: [надменно улыбаясь] То-то же!

— из вольного пересказа «Перезагрузки», имя автора утеряно в веках.

Последующие фильмы оказались приняты не так тепло и не произвели фурора, соизмеримого с результатом дебютной части. И можно понять почему. Если в первом фильме присутствовал эффект новизны от ранее не практиковавшегося смешения стилей и способа подачи, то последующие в этом смысле привнести ничего свежего не смогли. В первом фильме хватало довольно глубоких рассуждений, которыми нас пугают убаюкивают на лекциях по философии и социологии, но они были довольно органично вписаны в сюжетную линию и воспринимались легко. В последующих же частях и «смысловой нагрузки» прибавилось, и подавать её стали как раз, как на лекциях. Апофеозом истории о том, куда приводит большое количество грубой силы, направленной не в то русло (в контексте action-сцен), стала бессмысленно долгая битва Избранного с абсурдным количеством клонированных соперников в «Перезагрузке». «Революция» же пошла ещё дальше: продолжая в том же ключе, что и «Перезагрузка», в добавок к тому вывалила на зрителя концовку, поднимающую намного больше вопросов, чем дающую ответов, оставляя аудиторию со стойким ощущением «WTF???». На этом история франшизы пришла к финалу, не дожидаясь окончательного прихода вовсю наметившегося кризиса жанра.

Меметическая ценность

Bullet time. Инновационный спецэффект, фактически ставший визитной карточкой «Матрицы» (а также и зарегистрированной торговой маркой Warner Bros.). Заключается в отображении происходящего с сильным замедлением (а—ля сверхскоростная съёмка), или же в панорамной демонстрации особо зрелищных и драматичных моментов с полной остановкой времени. Как следует из названия, нередко используется для показа траекторий пуль и того, как они красиво вгрызаются в плоть. После выхода фильма этот эффект стали лепить, кажется, в половине анимационных творений, созданных на просторах Интернета в конце 90—х — начале 2000—х, где задействовано огнестрельное оружие (в 90 % случаев воспроизводится сцена неуклюжего уклонения главным героем от пуль из первого фильма), а также в половине тех, где имеют место драки. Стал важной деталью стиля и игрового процесса в шутере «Max Payne».

Digital rain. Код выполняемых в Матрице программ в человечески воспринимаемой форме представлен, почему—то, в виде потока зелёных (как на древних фосфоресцентных экранах с замедленным угасанием) зеркально отображённых полуширинных символов японской катаканы, иногда перемежающихся латинскими буквами и арабскими цифрами. Почему люди решили использовать столь контр—интуитивный способ отображения информации на своих же приборах — не очень понятно. Утверждается, что человек, достаточно долго имеющий дело с таким кодом, начинает без труда воспринимать закодированные в нём сущности во всех деталях. Точь в точь, как в случае с компьютерными играми, когда вычислительные машины умели только отображать буквы на фосфоресцентных экранах. Такие зелёные буквы служат самым «дешёвым» и очевидным художественным приёмом для создания киберпанковской атмосферы.



Стиль одежды. Ещё один элемент оформления, который ни с чем невозможно спутать. В титрах фильмов нет заявлений о том, что при съёмках ни одно животное не пострадало. И при взгляде на гардероб героев становится ясно почему. У каждого есть кожаная куртка или даже плащ, а возлюбленная Избранного и вовсе выглядит так, будто её выдернули прямиком с БДСМ-вечеринки. Также практически неизменным атрибутом являются непроницаемо чёрные зеркальные очки — даже в тёмных помещениях.



«Welcome to the real world!» (добро пожаловать в реальный мир) Фраза, которой Морфеус приветствовал главного героя при встрече вскоре после принятия последним красной таблетки. Обстоятельства этой встречи с точки зрения Нео на тот момент не могли не повергать его в глубокую прострацию и когнитивный шок, так что в торжественности этой приветственной фразы присутствует определённая ироническая составляющая. Так что это выражение всегда уместно при комментировании чьих—то раздосадованных криков о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться на жизненном пути. Образцовым (пусть даже и не дословным) примером применения фразы можно считать эпизод «На измене» небезызвестного сериала «Масяня».

«There is no spoon» (ложки нет)

— Не пытайся согнуть ложку. Это невозможно.
— Почему?
— Ложки нет.
— Нет ложки?
— И тогда ты увидишь, что не ложка гнется, а лишь мы сами.

Исполненная каким-то глубинным дзен-буддистским смыслом метафора, в самом общем смысле сводящаяся к тому, что всё не так просто, как кажется, и действительность не имеет ничего общего с первым впечатлением. Впрочем, если ложки нет в нужный момент — это весьма печально, и тут уж не до философствований.





Кстати, lozhki.net — название самого полного и популярного фан-сайта по Матрице в Рунете.

Red pill, blue pill (красная и синяя таблетки) Простая, но символичная система отсеивания сомневающихся в деле освобождения людей стала метафорой, отражающей какой-нибудь жизненно важный выбор. Например, выбор между браузерами, политиками, выбор между морфином и ЛСД, и т.п. Пожалуй, самый запомнившийся образ, в некотором роде, визитная карточка.











 

 


 

Матричный пинг-понг

Практически единственная пародия, приобретшая известность за пределами Интернета. Вообще, за пределами Интернета она и родилась. В марте 2003 г. в шоу талантов на японском канале NTV выступила группа артистов, показавшая, что получится при скрещивании фильмов «Матрица» и пинг-понга. Примечательно, что такой непростой эффект, как bullet time был весьма правдоподобно реализован в реальном времени с помощью совсем нехитрых трюков. Зарисовка была отмечена заслуженной победой, в июле ролик пошёл в хождение по интернету, а к осени он стал известен во всём мире.

Это интересно

Если задуматься, то несмотря на то, что роль антагонистов в кинокартине представляют роботы, из глубины её сущности пронзительно кричат глубоко мизантропические ноты. Люди перекрыли планете доступ к солнечной энергии, фактически разрушив экосистему и среду обитания обоих разумных «видов» по принципу «не доставайся же ты никому». Люди не смогли нормально существовать в Матрице утопического качества, приведя её к краху. Люди пытаются уничтожить машин как класс, несмотря на то, что те фактически поддерживают человечество в существовании как вид в неблагоприятной физической среде, которая иначе не могла бы обеспечить жизнь такого числа людей. Избранный — надежда свободомыслящего человечества — в конце второго фильма без задней мысли сделал выбор в пользу варианта, при чуть иных обстоятельствах недвусмысленно ведущего к уничтожению людского рода per se.

Вначале Матрица задумывалась авторами как огромная сеть для распределённых вычислений, в которой люди выполняли для роботов роль отдельных процессоров. Считается, что понижение человечества до того статуса, который имеет место в окончательном сценарии, было обусловлено требованиями студии. Видимо из соображений о том, что фильм будет и так перегружен глубоким смыслом, и ему очень нужна какая-нибудь простая, очевидная и шокирующая метафора, вроде щелочной батарейки в руках Морфеуса... хотя возможно, студии надо было как—то выкручиваться из какого-нибудь контракта с Duracell. И если так подумать, то зачем машинам вообще нужна была такая мощная нейросеть? В N-ную серию игры «Quake» рубиться из-за мертвецкой скуки, царящей на планете?



Хотя при съёмках первой части авторы различной символикой и отсылками пытались показать, что действие разворачивается в Чикаго (родной город братьев-режиссёров), на улицах имеет место левостороннее движение. Глюк в Матрице? Впрочем, внимательный глаз разглядит в панорамных сценах достопримечательности Сиднея, где, собственно, и происходили съёмки.

Старший из братьев Вачовски — Ларри — с 2003 г. стал появляться на публике в женской одежде, называя себя Лана. В 2006 г. некоторые журналисты заявили о хирургической смене режиссёром своей половой принадлежности. Так что братьями их теперь и называть-то как-то некорректно.

В действительности, матрица — это математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов кольца или поля (например, целых или комплексных чисел), которая представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её элементы. Количество строк и столбцов матрицы задают размер матрицы. Хотя исторически рассматривались, например, треугольные матрицы, в настоящее время говорят исключительно о матрицах прямоугольной формы, так как они являются наиболее удобными и общими.

А еще матрицами называют (пере)записываемые оптические диски.

Галерея


















 

















 

 


Тэги:Матрица, братья Вачовски, киберпанк, кино, культовые персонажи
Опубликовал:академик плохой нуклеофил 24 апреля 2012

Рейтинг экспоната:

ОБСУЖДЕНИЕ ЭКСПОНАТА


профессор anomalous 24 апреля 2012 16:26
Эпичный материал, Онотоле одобряэ =))))

0


академик Онотолле 24 апреля 2012 17:08
Одобряэ 1111

0


академик Онотолле 24 апреля 2012 17:17
Вообще при просмотре "М" напрашиваются очень явные аллюзии с различными буддистскими представлениями.
Все эти возможности выбора, иллюзии восприятия.
Мне вот это понравилось:

Разговаривают Нео и агент Смит:
- На самом деле самого дела нет. В самой деятельности заключена самость дела - и наоборот. Наоборот получим оборот на, и таким образом перевернем образ. Я уже не говорю о природе говора в роде при уже. Ужи и узы - вы меня понимаете, мистер Андерсон?
- Конечно, я так и думал, Смит. Дайте еще затянуться...

1


профессор BFG 24 апреля 2012 17:59
Почему же раньше ещё не выложили?
А материал хороший подобран.

0


академик плохой нуклеофил 24 апреля 2012 19:54
Ну дык, хороший материал быстро не подбирается и не выкладывается :)

0


профессор Килгор Траут 25 апреля 2012 09:52
Пардон, а я единственный, кому кажется, что замахиваясь на статьи про настолько эпичные фильмы, надо предоставлять читателям больше интересных фактов и подробностей. Все, что вы написали, это говно из журнала.

0


академик плохой нуклеофил 25 апреля 2012 11:38
Любите риторические вопросы? А мне вот кажется, что формат нетлорной статьи не предполагает энциклопедичности изложения; для этого есть специализированные источники, ссылка на один из них, кстати, приведена. И вы, кстати, тоже не пишите статей а-ля роман "Война и мир", или вообще хоть каких-нибудь, так что серьёзно воспринимать претензии о подробности креатива довольно сложно.

1


академик Человек-моск 25 апреля 2012 12:55
Килгор Траут, решать вопрос о том, что надо и что не надо публиковать, оставьте нам, модераторам ресурса. Высказывания в стиле "то, что вы написали - говно из журнала" — попадают в разряд личных оскорблений и ведут к бану.

0


профессор Килгор Траут 25 апреля 2012 13:02
Вопрос о том, что надо публиковать, и так у вас, уважаемый модератор. Но, если опубликованный материал, - не очень нравится, об этом же можно говорить? Иначе в чем смысл коментариев? Мне статья про культовый фильм показалась скучной и неинтересной, о чем я и сообщил. Более того, она мне показалась говном из журнала. Уровня ТВ ПАРК. А про бан это как-то совсем не комильфо.

0


академик enSHtEIN 25 апреля 2012 13:06
Неоднозначная статья...думаю, ей тут не место, хотя культурные влияние этого фильма на массы трудно переоценить. И да, над картинкой "Оператор, вытаскивай меня отсюда!" ржал как конь.

0


академик Человек-моск 25 апреля 2012 13:08
>> опубликованный материал, - не очень нравится, об этом же можно говорить?
Да, обоснованно и аргументированно. Если вам что-то показалось, это не повод оскорблять автора материала. Про бан — это как раз комильфо, не комильфо был бы бан без предупреждения. Теперь вы его получили и знаете, что следующее подобное высказывание приведет к бану. К спорам я не расположен, просто примите это как данность.

0


профессор Килгор Траут 25 апреля 2012 13:19
Спасибо, взвешено и гуманно. Но статью про фильм "Матрица" это все равно не улучшает. Я не пытаюсь поругаться с модераторами, дело неблагодарное. Особенно на ресурсе, который нравится. Я вас понял, и больше не буду обзывать не нравящийся мне материал говном.

-2


профессор minus 25 апреля 2012 23:13
неофашист доставил :D

0


академик IINuktaII 22 февраля 2014 00:01
Печально, что статью про такой культовый фильм написал человек, явно этот фильм не любящий.
Спустя 13 лет после выхода Матрицы на большой экран, когда все идеи, сюжетные арки и нововведения были растащены уже по не одной сотне раз, и превращены в банальщину, сложно оценить, чем эта сага на тот момент на самом деле являлась.
От статей ждешь все же большей объективности.
*восстание слоупока*

-2


академик плохой нуклеофил 22 февраля 2014 03:13
Статью написал человек, который не любит всё. И вас в том числе.

5


академик valerie 22 февраля 2014 17:57
Мне все понравилось. Приятно немножко отдохнуть от восторженных соплей по поводу гениального фильма. (С другой стороны, если Матрицу критиковать, то что же с Сумерками тогда делать? сжечь киностудию и засолить почву?)

0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментариии.

ПРОПУСК НИИ МЕДВЕД

имя

пароль

войти

Загрузка...